Российский Фонд

«Мир Сент-Экзюпери»


По следам космического волка


По следам космического волка
15 сентября 2020 г.

В подмосковном городе авиаторов Жуковском, на улице Солнечной, 24 июня состоялась торжественная церемония открытия памятника Герою Советского Союза, Заслуженному летчику-испытателю СССР, космонавту Игорю Петровичу Волку, который известен в первую очередь как покоритель космического челнока «Буран».

Летчик-­космонавт, Герой Советского Союза Игорь Волк

Вожак «волчьей стаи»

Осенью 1985 года он совершил первый полет на аналоге «Бурана». Всего таких испытательных полетов было 13, в 10 из которых Волк выполнял функции командира. Под стать ему были и другие члены группы. Первый «бурановский» отряд прозвали «волчьей стаей» из-за фамилии руководителя.

В феврале 1987 года он возглавил отраслевой комплекс подготовки космонавтов-­испытателей. По программе подготовки к космическому полету на «Буране» космонавты под его руководством проводили отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолете Ту-154ЛЛ, оснащенном системой управления «Бурана», а также на Су-7ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, которые по аэродинамическим качествам были приближены к «Бурану».

Жизнь отряда начиналась с нуля, и у него не было даже своего помещения, работать приходилось на подоконниках, практически по 24 часа. В 1982 году в штат отряда были взяты инженер и врач, после чего была предоставлена комната в здании ЦКБ. Первоначально не было и специальной программы профессиональной подготовки членов команды. Основная тяжесть по созданию этой программы лежала на плечах Игоря Волка. Год спустя отряд получил целый этаж в здании Школы летчиков-­испытателей.

С 17 по 29 июля 1984 года Игорь Волк совместно с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой совершил космический полет на корабле «Союз-­Т12» продолжительностью 11 суток 19 часов 14 минут. Сразу же после возвращения на землю он провел уникальный эксперимент на самолетах Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, совершив полеты в Ахтубинск и обратно на Байконур с целью оценить реакцию пилотов при пилотировании «Бурана» после воздействия факторов космического полета. Из жителей Жуковского Игорь Волк стал первым космонавтом.

Он решал непростую задачу, создавая отряд космонавтов и комплекс для их подготовки. РКК «Энергия», Министерство обороны и ГЛИЦ ВВС создавали общую команду для испытания «Бурана». Игорь Волк был несомненным лидером, и сегодня в Центре подготовки космонавтов его вспоминают как выдающегося человека. Он и его «волчья стая» были призваны соединить две стихии с помощью пилотируемых летательных аппаратов.

Жизнь между небом и вселенной

​Имя Игоря Волка связано не только с «Бураном», но и с другими летательными аппаратами, которым он посвятил всю жизнь.

Игорь Петрович Волк родился 12 апреля 1937 года в городе Змиев Харьковской области. После школы он поступил в Кировоградское военное авиационное училище, которое закончил в 1956 году, получив назначение в Отдельный разведывательный авиационный полк в Бакинском округе ПВО. В составе этого полка Игорь Волк летал на самолете-­разведчике Ил-28Р. В начале 60-х годов в военной авиации начались сокращения (так называемый «хрущевский дембель»), и Игорь Волк, будучи старшим лейтенантом, из армии был уволен.

Благодаря поддержке Валентины Гризодубовой, он поступил в Школу летчиков-­испытателей, которую окончил в 1965 году. С тех пор вся его жизнь была связана с ЛИИ имени М. М. Громова. Здесь он прошел путь от испытателя до начальника летно-­испытательного центра. Игорь Волк провел множество сложнейших испытаний.

Он совершал полеты на критических режимах сверхзвуковых самолетов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и Су-7. Испытывал аналог сверхзвукового пассажирского Ту-144, в роли которого выступил МиГ-21И. Истребитель Су-27 и его модификацию Су-27УБ Игорь Волк испытывал на штопор, а базовую модель Су-27 — ​на закритических углах атаки, достигая их предельного значения.

Игорь Петрович вел и активную общественную деятельность. В 1986–1990 годах он возглавлял Федерацию тенниса СССР. В 1988 году Игорь Волк стал первым президентом Федерации любителей авиации (ФЛА). Он скончался 3 января 2017 года и был похоронен на Быковском мемориальном кладбище.

При Пантелеймоновском приходе в Жуковском существует музей истории авиации и космонавтики. В его экспозицию входят модели самолетов времен Великой Отечественной вой­ны и последующих эпох. Главным экспонатом стал космический ракетоплан «БОР-4» (БОР — ​беспилотный орбитальный ракетоплан), являющийся аналогом «Бурана». Представленный образец корабля выходил в открытый космос и приводнялся в Индийском океане

Вспоминает Алексей Бородай

Летчик-­испытатель 1-го класса, участник испытаний «Бурана», полковник Алексей Бородай познакомился с Игорем Волком в 1979 году в Звездном городке на общей космической подготовке:

— Накануне нашей встречи проводился анализ летных происшествий в гражданской и военной авиации. Был сделан вывод, что 20 процентов происшествий случается по причине отказа авиационной техники, а остальные 80 — ​по причине ошибки пилотирования. Именно в связи с таким выводом и было решено сажать «Буран» в автоматическом режиме. Для этого было необходимо составить программу, для которой требовались исходные данные. Взять их было неоткуда, так как по крутым траекториям никто не летал.

Парадоксальный факт, но подходящим самолетом для отработки данной программы оказался… Ту-154, на котором нужно было летать с включенным реверсом. При его включении, чтобы не потерять скорость, самолет должен снижаться. Траектория снижения была близка к траектории снижения «Бурана» (он заходит на посадку по крутым траекториям). Такие полеты выполняли как военные летчики-­испытатели из НИИ ВВС, так и члены «волчьей стаи». Они осуществлялись в Жуковском, и мне посчастливилось летать вместе с Игорем Волком.

Помню эпизод, когда Игорь Петрович должен был выполнить полет на спарке (учебном двухместном истребителе) МиГ-21, и летчик, который должен лететь с ним в паре, был отстранен от полетов медкомиссией. Его должен был заменить я. Но он сказал: я должен посмотреть, какой это летчик (хотя ранее мы уже летали вместе на Ту-154). В полете Игорь Волк начал стучать по перегородке, и я не выдержал: «Петрович, зачем ты мне подсказывать собираешься? Я сам знаю, что делать. А если ты будешь подсказывать, то потом скажешь, что Бородай по твоим командам летал». На это Игорь Волк ответил: «Ладно, лети». И по итогам полета дал мне отличную оценку.

Участвовал, значит, был

Инициатором создания памятника легендарному летчику и космонавту стал фонд «Мир Сент-­Экзюпери». Его руководитель — ​летчик-­испытатель, журналист и историк авиации и космонавтики Мстислав Листов много лет дружил с Игорем Петровичем.

Идея создания памятника появилась полтора года назад. Мстислав Степанович написал письмо генеральному директору «Роскосмоса». Его подписали восемь Героев Советского Союза и шесть Заслуженных летчиков-­испытателей СССР. Ответом был отказ: «Мы не занимаемся благотворительностью». Но полгода спустя из «Роскосмоса» позвонили: «Приезжайте, будем разговаривать».

После подготовки документов необходимые средства перечислили без проволочек. Нужно было приступать к изготовлению памятника. У него была и своя «крестная мать». Ею стала врач-геронтолог, профессор Нина Попкова, жена дважды Героя Советского Союза Виталия Попкова, прототипа знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики» Леонида Быкова. Она и порекомендовала скульптора Игоря Яворского, с которым Мстислав Степанович сразу нашел общий язык — ​зодчий сам является сыном героя-­летчика.

Над образом Игоря Волка работа велась несколько месяцев. Игорю Яворскому помогал молодой скульптор Максим Мухаев, который прорабатывал детали экипировки Игоря Волка. Летчик изображен в противоперегрузочном костюме. Чтобы должным образом представлять, как он выглядит, авторы посетили школу Гризодубовой.

Если смотреть на памятник издалека, кажется, что Игорь Волк держит в руках глобус (на самом деле это шлем). Изначально планировалось провести торжественное открытие композиции 12 апреля. Эта дата является не только днем космонавтики, но и днем рождения самого Волка. Можно сказать, что исторический полет Юрия Гагарина стал подарком гениальному летчику, который в ту пору и не подозревал, что сам станет космонавтом. Более того, Игорь Волк стал командиром такого же корабля, какой сам Юрий Гагарин создавал, уже после своего полета, заканчивая Военно-­воздушную академию имени Н. Е. Жуковского (речь шла о воздушно-­космическом самолете, которым является и «Буран»).

Но из-за пандемии торжество пришлось перенести на более поздний срок. Организаторы сочли, что 24 июня — ​уместная дата. В этот день было решено провести в столице Парад Победы, отсроченный по этой же причине. Памятник Игорю Волку — ​это памятник нашим победам в области авиации и покорения космоса.

У подножия памятника написаны слова Антуана де Сент-­Экзюпери: «Чтобы быть, я должен участвовать». Игорь Волк участвовал во многих свершениях. Значит — он был. Дело его живет и продолжателей имеет.

Текст и фото: Петр Крапошин
Журнал "Гражданская авиация"

По следам космического волка
Обратная связь
На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть