Российский Фонд

«Мир Сент-Экзюпери»


Вспоминает Робер Аэби, первый инструктор Сент-Экса :

«На аэродроме и в полёте наши отношения были хорошими. Без сомнения, со своей стороны он находил мои уроки полезными. Что касается меня, то я был счастлив иметь ученика, который быстро всё схватывал, всегда был очень корректным, с хорошей реакцией, уверенным суждением. Он умел немедленно адаптироваться ко всем ситуациям и выходить с честью из всех маленьких ловушек, которые я ему расставлял. Одним словом, хороший ученик, одарённый пилот… Конечно, он был неразговорчив, но всё, что он говорил, было правильно.

Недели через две у нас был уже 21 вывозной полёт и 2ч. 5мин. полётного времени. Нам пришлось некоторое время назад оставить «Фарман», мотор которого отдал Богу душу … и я перевёл его на «Сопвич», более строгую в пилотировании машину. В пятницу 8 июля (1921 года) … я дважды вывез его на этом новом самолёте. Мне не надо было часто его поправлять, и он был счастлив, что я дал ему самому взлететь и приземлиться.… Для меня он был готов к самостоятельным полётам.

На следующий день в 11 часов я ещё раз вывез Сент-Экзюпери на «Сопвиче» F - СТЕЕ. В 11ч. 10 мин. мы были на старте для второго полёта. Я вылез с переднего сиденья.

- Взлетайте!

- Что?

Несмотря на своё нетерпение, - он каждый раз спрашивал, когда полетит один, - он был несколько ошарашен.

- Давайте! Летите! Один. Я вас выпускаю. Когда будет пора приземляться, я пущу зелёную ракету. Пошёл!

Стартовал он нормально. Руление ровное, взлёт – безукоризненный, вот он набирает высоту, … правильно разворачивается влево, проходит по ветру, заканчивает круг у полосы … Я пускаю зелёную ракету… Он заходит на посадку, но слишком высоко и на слишком большой скорости.… Тогда он делает единственное, что надо было сделать – вновь газует…

Сент-Экзюпери уверенно начинает вторую «коробочку»… и когда я опять посылаю зелёную ракету, нормально заходит, красиво садится, и возвращает самолёт в ангар …

После полудня я пошёл к полковнику Гарду и доложил, что выпустил рядового Сент-Экзюпери. Он подумал, посмотрел какие-то бумаги в папке, и обронил: «Остановитесь на этом». Его полёты в Компани Трансаэрьенн закончились. Потом я увидел его лишь перед отправкой в Марокко, где он должен был получить свой патент военного пилота…

В сентябре 1938 года мне выпало увидеться с ним в последний раз. Это было в Виши, где он лечился после аварии в Гватемале. Мы с женой сидели за столиком на террасе кафе в компании Анри Пеке (которого я сменил на посту шеф-пилота Эльзасского аэроклуба в 1934 году) и его супруги.

- Ба, да это Аэби!

Сент-Экзюпери, проходивший мимо, узнал меня… Конечно, он был не более разговорчив, чем тогда в Страсбурге, но всё же рассмешил нас, рассказав моей жене историю своего выпуска.

- Если бы вы знали, мадам, мне было так хорошо вверху, совсем одному в первый раз, что я не хотел видеть зелёную ракету… и думаю, если бы у меня было достаточно топлива, я бы остался там до сих пор!

В свою очередь я тоже развеселил семейство Пеке:

- А знаете, как Сент-Экзюпери научился летать? Это было на военном аэродроме, сам он был военным, но на борту гражданского самолёта, принадлежавшего компании, которой едва разрешили давать воздушные крещения, и с инструктором – бывшим германским пилотом, у которого он был первым учеником!»

(Robert Aeby “Le complot de Strasbourg”. Пер. И. Канышевой).

Обратная связь
На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть