Российский Фонд

«Мир Сент-Экзюпери»


Россия - Франция. Над планетой людей

Личность -  это всего лишь путь. Человек, избирающий этот путь, - вот главное.
Сент-Экзюпери "Военный лётчик-"

ПРОЕКТ
уникального альбома

" РОССИЯ – ФРАНЦИЯ. НАД ПЛАНЕТОЙ ЛЮДЕЙ ",
где представлены иллюстрации и фотографии покорителей неба – первых русских и французских воздухоплавателей, летчиков и космонавтов (XIX--XX в).

История авиации это увлекательнейшая и загадочная тема. Она полна тайн и необычайных событий. Особенно важно, что покорение воздушного океана отразило лучшие качества человека: любознательность, увлеченность, ум, изобретательность, самоотверженность и отвагу.

К сожалению, даже авиаторы нередко плохо знают историю авиации, а ведь в ней (как и в истории флота) отразились не только достижения ума и интеллекта, но и человеческого духа!

Исследуя исторические факты и события мы обнаружили, что между русскими и французами сложилось необыкновенное сотрудничество, начиная с воздухоплавания на аппаратах легче воздуха и кончая полетами в космическое пространство.

Еще в конце 18 века, когда зарождалось воздухоплавание в Европе и в небо поднялись первые воздушные шары братьев Монгольфье во Франции, русский посол князь Барятинский, сообщая императрице об этом, предсказал, что "сие изобретение совершит небывалые изменения в технике, в военном деле, а кроме того и в обыденной жизни".

И оказался совершенно прав!

И хотя первыми в небо поднялись французы, вместе с иностранцами в 1803-1805 годах на воздушных шарах (впервые с научной целью) полетели русские - генерал Львов и академик Захаров...

А вскоре в небо поднялась русская воздухоплавательница Ильинская в Москве. В России и Франции разрабатываются десятки воздухоплавательных аппаратов, проектов планеров и, наконец, аппаратов тяжелее воздуха -аэропланов. У французов прославились имена изобретателей Ле Бри, братьев Дю Тампль, Адера и других, а у русских остались в истории имена Телешова, Можайского, Лодыгина, Костовича и их современников... Бесценным оказался вклад ученых Ломоносова, Менделеева, Жуковского и их учеников.

Осмотр самолёта "Русский витязь" Николаем II... Авиаторы русской армии в Ливадии (Крым) вместе Государем Императором. Царь совершает смотр на летном поле.

Такими были первые крылья авиации!...

Наконец, наступил XX век! Первый полет на самолете совершают, как известно, американцы-братья Райт, а вслед за ними в Европе лидируют французы... Но уже в 1909 году во Франции проходят обучение и получают"брэве "(дипломы) русские авиаторы: Михаил Ефимов, Николай Попов и Владимир Лебедев, занесенные со своими коллегами-пилотами Франции Фарманом, Фербером, де Ламбером и другими, в знаменитую книгу Лассаля "Сто первых дипломированных пилотов мира"!..

В Ницце, где блистал полетами на авиационных митингах (состязаниях) русский Михаил Ефимов, была учреждена стипендия его имени в местной школе!..

Научившись летать у французов, русские пилоты становились мировыми рекордсменами и покорили Европу своим искусством полета. О событиях тех далеких лет рассказали телефильмы сериала "Крылья Отчизны", созданные по моему сценарию, отснятые в небе России, Франции и Болгарии совместно советским телевидением и французскими коллегами телекомпании INA в 1988-1989 г.г. (см.интервью в разделе "Воздухоплавание, авиация, космонавтика" ).

Нам удалось не только разыскать фото и киноматериалы эпохи начала авиации, но и очевидцев тех далеких событий. Мало того, посчастливилось подняться в небо на подлинных аэропланах начала ХХ века, которые восстановил и поднял в воздух замечательный французский лётчик Ж. Салис, собравший уникальную коллекцию самолетов всех эпох авиации.

Так, по крупице, удалось воссоздать фрагменты истории пионеров-первопроходцев пятого океана в России и во Франции, пролететь точно по тем же маршрутам, на тех же скоростях и высотах, что и авиаторы в начале XX века. Удалось обнаружить в архивах подлинные работы по авиации знаменитого русского пилота-новатора Евграфа Крутеня - ученика Петра Нестерова, встречаться с французами, лично знавшими Антуана де Сент-Экзюпери, на книгах которого воспитывается уже не одно поколение людей во всем мире и который позвал в небо тысячи своих последователей...

Нам открылись двери архивов французской военной авиации в Венсенском замке Парижа, где хранятся досье первых русских пилотов, воевавших с союзниками - французскими лётчиками во время Первой Мировой войны (1914-1918 г.г.) и получившими высшие французские награды…

Таких традиций сотрудничества и дружбы, как между русскими и французами в авиации, нет ни у кого в мире! Боевое братство с полком "Нормандия-Неман (1942-1945 г.г.), полеты Ю.Гарнаева и В.Колошенко на вертолетах при тушении пожаров на юге Франции, наконец, сотрудничество французского ученого Ришара с академиком Королевым С.П. в 20-х годах , увенчавшееся в ХХ веке полетом в Космос французского пилота Ж.-Лу Кретьена в составе экипажа русского лётчика-космонавта В.Джанибекова на советском корабле "Союз"!...

Между прочим, кто знает, что изобретение «электролёта» Лодыгина - того самого, кто изобрел лампочку накаливания - финансировалось министром правительства Франции во 2-й половине 19 века?

Так что есть о чём помнить и чем гордиться!..

" Главное,- писал Сент-Экзюпери,- не радости ремесла, не трудности и опасности, а взгляд на мир, до которого они возвышают!"

Кино и телевидение искусство динамичное, взгляд не успевает рассмотреть детали и подробности конструкции, окружающую обстановку и лица людей.

Фотографии позволяют увидеть, запомнить и впоследствии осмыслить увиденное, вернуться назад, и спустя годы и десятилетия показать всё это своим детям и внукам. Чтобы сохранялись традиции!..

Москва-Париж

Мстислав ЛИСТОВ
автор проекта, летчик-испытатель, киносценарист

Обратная связь
На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть