Российский Фонд

«Мир Сент-Экзюпери»


Не умею радоваться в одиночку

Дефицит гуманизма и духовности ощущается в современной России также остро как нехватка влаги в пустыне. Если жажду спутник способен утолить глотком воды из фляги, то душевный дискомфорт человек устраняет. Припадая к чистым родникам подлинного искусства. Недавно один из таких родничков духовности забил в столице.

Летчик –испытатель, автор кино- и телесценариев Мстислав Листов решил со своими единомышленниками создать в Москве международный Фонд «Мир Сент Экзюпери». Соучредителеми фонда выступила и Ассоциация преподавателей - практиков французского языка во главе с проф. Ж.М.Арутюновой...

Сент-Экзюпери интересен нашим современникам и без юбилейного глянца. Сегодня творчество автора хрестоматийного «Маленького принца», выстраданные им моральные нормы особенно показаны России , как гуманитарная помощь в период труднейших испытаний, как сильно действующее лекарство. "…Для меня нестерпима социальная неприкаянность, - признавался в одном из своих писем Антуан. – Я весь наполнен гулом, как раковина. Не умею быть счастливым в одиночку». Эту мысль в разной интерпретации излагали и участники действа, которое состоялось на днях в московской Библиотеке - Читальне имени И.С. Тургенева.

Так, летчик-космонавт, Герой Советского Союза Игорь Волк, недавно вернувшийся из сложного перелета на ЯК-18 по маршрутам и Сент-Экзюпери, отметил лётную выучку французского коллеги. Космический долгожитель, опытнейший лётчик-испытатель, побывавший в сотнях нештатных ситуаций, отметил, что в тех широтах, где пролегли пути «Южного почтового» даже на современной авиационной технике летать непросто. А уж в 30-е годы прошлого столетия, при отсутствии навигационного обеспечения, нужно было обладать виртуозным пилотажным мастерством, чтобы блистательно справляться с ролью связного цивилизаций.

«Взгляд на мир» - вот что давал летчику полет. У него возникло новое ощущение пространства-пространства планеты, возникло ощущение принадлежности не просто к французам или к европейцам – к землянам. Авиация в произведениях Сент-Экзюпери прежде всего и главным образом – способ приобщения к человеческому братству. Небольшой коллектив летчиков, спаянных постоянной смертельной опасностью, взаимопомощью, самоотверженной работой, представал в сознании писателя ячейкой и моделью человеческого общения, построенного на фундаменте братства и уважения к человеку...

О.Н.Смолин -великолепный знаток творчества Сент-Экзюпери

«Если в сердцах людей заложено уважение к человеку, люди в конце концов создадут такой общественный строй, который вознесет это уважение превыше всего. Основа всякой культуры прежде всего в самом человеке. Прежде всего- это присущая человеку слепая, неодолимая жажда тепла».

Вот это тепло, по определению переводчицы романа «Цитадель» Марианны Кожевниковой (она трудилась над 700-страничным философским текстом почти двадцать лет) и призван излучать «Мир Сент-Экзюпери».

Сент-Экзюпери ничего не демонстрировал, он вообще был скромен и чужд всякой рисовки. Он был последователен. И дорогие ему нравственные принципы не сочинялись им за письменным столом, а возникали в его жизненном опыте, подтверждались его поведением, его жизнью – и его смертью в ответственности «за тех, кого приручил».

По природе своего мировосприятия, своей этики Сент-Экзюпери с крайним недоверием относился ко всякого рода политическим, идеологическим разногласиям, поскольку они разводили землян по враждующим группировкам – а где вражда, там и войны. Сент–Экзюпери был очень зорким и наблюдательным человеком. С высоты 10 000 метров он различал каждое дерево, украшавшее его землю, но гораздо хуже видел он социальные границы. Не случайно отрицательные персонажи в его произведениях столь вопиюще традиционны и сказочно условны.

Свободой Сент-Экзюпери дорожил как высочайшим благом. Во имя свободы он критически воспринял великие заповеди, полтораста лет назад положенные в основание нового, буржуазного общества – «свобода, равенство, братство». И обнаружил, что буржуазная свобода стала лозунгом свободного предпринимательства, то есть призывом к обогащению как к содержанию жизни. В равенстве он заметил опасную тенденцию «стадности», следствие прагматизма и потребительства. Понятое таким образом равенство оказывалось бесчеловечной уравниловкой-противоположностью братства, основанного на уважении к человеку, а значит. На развитии в человеке творческого, неповторимо индивидуального начала.

Для парижского гостя – скульптора Жак Марка де Па присутствие на церемонии учреждения фонда совпало еще с одним знаменательным событием. Месье де Па выиграл творческий конкурс на право создания парка скульптур имени Сент-Экзюпери... Те, кто побывал в эти дни на выставке в столичном Манеже, мог познакомиться с эскизами и проектом французского скульптора. Приветствуя начинание господина Листова и его друзей, гость отметил, что Сент-Экзюпери испытывал большую симпатию к России. И только нераспорядительность французского командования не позволила ему сражаться с фашистами в знаменитой эскадрилье «Нормандия-Неман». Теперь, когда развернулись работы в сквере Сент- Экзюпери ", человек с "планеты людей" навсегда останется в России.

Владимир Давыдов ( "Евразия-новости" , 2001)

Обратная связь
На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть