Российский Фонд

«Мир Сент-Экзюпери»


Тайны Лазурного Берега

- Сегодня мы уже не знаем, что там в моторе вращается.
Оно обязано вращаться как сердце обязано биться,
я мы ведь не прислушиваемся к биению своего сердца…

Антуан де Сент-Экзюпери "Планета людей"

Париж с птичьего полёта...

17 лет назад работа над киноисторией русской авиации привела нас… во Францию.

Аэропорт Руасси, известный более как аэропорт имени Шарля де Голля, произвёл яркое (даже в грозу) впечатление не только своими размерами, но и архитектурой сооружений.

Но то, что пришлось увидеть в конце 2004 года, просто поражало воображение. И не только огромным скоплением в воздухе и на земле различных типов самолётов, а неимоверным количеством обслуживающих аэропорт механизмов, строенией и машин, движущихся в различных направлениях рядом с воздушными кораблями… И вся эта громада действовала как единый часовой механизм- с удивительной четкостью…

Ещё в конце 18 века, когда в небо поднялись первые воздушные шары братьев Монгольфье и Шарля, русский посол князь Барятинский, доносил императрице Екатерине 11: «…Величество сего зрелища…описать никак невозможно, ибо радость, чувствительность и страх, ужас и восторг, видимы были на всех лицах…»

Oн делает поразительно дальновидный вывод: « Возможно будет дойти до того, что оными машинами смогут управлять, как судами на воде…то многие вещи в свете примут совсем иной оборот, а наипаче, политические и коммерческие дела..."

И в русской прессе начала ХХ века обнаружились такие слова: « Как только было доказано,что аэроплан - машина тяжелее воздуха может действительно летать, весь мир набросился на авиацию с таким неслыханным рвением,точно земной шар ускользал из под ног и от успеха авиации зависела дальнейшая участь человечества! »

С такими размышлениями, пройдя в аэропорту также поражающую процедуру спецконтроля при пересадке на самолёт в Ниццу, мы поднялись в небо и взяли курс на побережье Средиземного моря. Направлялись мы с Героем Советского Союза Игорем Волком туда, где начинались первые полёты русских и французских авиаторов…

Летели мы по приглашению Ассоциации пилотов "Нормандия - Неман" из Канн и Комитета регионального туризма Лазурного берега (Ницца). Мы представляли российский Благотворительный Фонд «Мир Сент-Экзюпери», создание которого началось в 2001 году и подошло к той стадии, когда стали реализовываться перспективные проекты организации. Один из них мы и должны были представить нашим друзьям. Проект касался грядущих в 2005 году юбилейной даты - 95-летия первых полётов русских и французских авиаторов на Лазурном берегу Франции - и 105 –летия со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери…

При подлёте к Приморским Альпам, над Провансом, непроизвольно думалось о том, что вот именно здесь летел, выполняя своё последнее – боевое, разведывательное задание, майор де Сент-Экзюпери …31 июля 1944 года, когда Сент-Экс взлетел с аэродрома на о.Корсика, командир его разведгруппы 2 знал то, чего не знал сам пилот…

Ему последний раз поручали пилотировать высотный,скоростной «Лайтнинг».

Об этом он должен был узнать по возвращении из полёта. Но он не вернулся…

Сент-Экзюпери и авиация были почти одного возраста, они выросли в одном и том же порыве всеобщего воодушевления. Сегодня вряд ли для знаменитого пилота-писателя, автора «Маленького принца», с его характерными качествами нашлось бы место в авиационных компаниях, да и он сам был бы не в восторге от современной системы планирования полётов и наличия второго пилота в экипажах. В свою эпоху он был глашатаем авиации и авиаторов. Он сумел найти слова,приблизившие небо к землянам. Он сумел сделать марево, облака,туман и бурю такими же привычными для простого человека , как фермы, апельсиновые деревья, овцы и ручьи. Он воспел смелость и величие человека и смог принести людям идеал, который так нужен был им в то время…

Эти воспоминания Дж.Филипса - фронтового корреспондента, писавшего о легендарном пилоте, невольно сопровождали проплывавшие под крылом нашего аэробуса пейзажи…Они приобретали новое звучание в связи с сенсационной находкой в 2000 году в Средиземном море останков самолёта, на котором летел Сент-Экзюпери…

И, разумеется, нас это событие не могло не волновать.

Заход на посадку нашего лайнера происходил вдоль побережья. И вот под крылом уже проплывают набережная Канн - ля Круазетт, знаменитый мыс Антиб, старинный маяк , служивший поворотным пунктом в воздушной гонке Ницца-Антиб-Ницца во время первых авиационных митингов (так назывались в начале прошлого века воздушные состязания на Лазурном берегу). Наконец, мы совершили посадку на том самом месте, где когда-то находился ипподром в Ницце, превратившийся в лётное поле авиаторов, а впоследствии - в крупнейший международный аэропорт Франции.

Аэродром Канн-Мандельё

Встретили нас г-н Доменик Шарпантье - генеральный директор Комитета регионального туризма Лазурного берега и вице-президент Ассоциации пилотов «Нормандия- Неман» с переводчицей Раисой Реверенд и сразу же объявили о нашей, насыщеной до предела программе .Уже в тот же день мы стали гостями известной компании «Алкатель»,создающей спутниковые системы…В кабинете у г-на Ж.- П.Анри, показавшего нам в тот день ультрасовременное предприятие (где важное значение имеет и русский опыт), мы обратили внимание на большой фотоснимок начала века,на котором были видны первые производственные постройки и пирс, к которому причаливали первые гидроаэропланы,создававшиеся здесь когда-то.

За ними было видно большое поле.

Это как раз и был тот самый первый аэродром Канн-Мандельё, с которого вместе с французами поднялся и русский пилот Николай Попов, первым в истории пролетевший на аппарате «Райт» над морем к островам Лэрен и обратно (18 км), что стало европейской сенсацией в марте 1910 года! Рассказ о тех событиях вызвал удивление и большой интерес наших французских друзей. Нам предложили написать свои впечатления в книге почетных посетителей…

В эти дни мы побывали в знаменитой обсерватории Ниццы, расположенной над городом на высоте более 300 метров ,откуда открывается величественный вид на те места, где нашли приют десятки тысяч русских эмигрантов после 1917 года ...Директор, известный астроном г-н Ж.-Л. Одье, показал нам один из крупнейших оптических телескопов в мире и рассказал об открытии астероида, названного в честь Антуана де Сент-Экзюпери…

Одними из главных событий, стали радушные, деловые встречи в мэрии Канн и Ниццы, куда нас сопровождал обаятельные г-н Анри Серан с г-жой Катрин Вуайон, и где мы представили на обсуждение наш проект…

Но подлинным сюрпризом за день до окончания визита стала встреча на аэродроме Канн-Мандельё, где собрались все пилоты ассоциации во главе с президентом. Нам показали весь аэродром - второй по величине сегодня деловой аэродром Франции, где базируется авиация общего назначения (и где, кстати, как нам рассказали, находятся личные самолёты известных персонажей сегодняшней России).

Великолепные аэродромные сооружения, механизмы, прекрасные служебные помещения, аэровокзал для деловых круизов со строгим спецконтролем при выходе на лётное поле. В этот день были выделены два самолёта, один из был которых предоставлен в наше распоряжение, а на втором летели наши французские коллеги , которые вели кинофотосъемку.

Нашей авиатриссой была очаровательная Анабель - лучшая лётчица ассоциации...

По маршруту Сент-Экзюпери

И вот солнечным утром 26 ноября мы поднялись в небо над Каннами и взяли курс в сторону Ниццы-Монте-Карло-Мантона - к итальянской границе…Разумеется мы облетели те самые острова Лэрен,над которыми летел почти 95 лет назад герой Каннского митинга, русский авиатор Николай Попов, прошли вдоль всего побережья с возвратом к точке вылета и дальнейшим полётом в сторону гор - к городу Грасс, где жил наш Иван Бунин, а рядом расположена деревня Кабрис, где находилось имение жена Сент-Экзюпери -Консуэло...

Летели мы, что называется крыло в крыло, видя улыбающиеся лица друг друга…После завершения полёта состоялся торжественный обед, во время и после которого было множество содержательных и дружеских жестов, нам был показан фильм о деятельности ассоциации, преподнесены сувениры и фотопанно с автографами ветеранов полка «Нормандия-Неман»…

Игорь Волк и Аннабель

Приятной неожиданностью для нас стала встреча с Филлипом Кастеллано, историком и исследователем-подводником, - тем самым, кто обнаружил в море у острова Риу - близь Марселя - самолёт Антуана де Сент-Экзюпери… Конечно же , было немало вопросов и уточнений, а в конце нашего разговора нам была подарена книга Филиппа и его коллег «Сент-Экс. Конец тайны », где открываются подробности этой сенсационной находки ХХ века! Об этом разговор ещё впереди ( правильнее бы сказать,что тайна только приоткрыта, но далеко не раскрыта).

Один из эпизодов книги – вот он.

В нём говорится о Рауле Амали, который ещё мальчиком жил у родственников на о.Риу, когда однажды волны вынесли на берег останки лётчика с парашютом, который жители сняли,чтобы из полотнища сделать одежду. Потом, спустя годы, где-то в 1964 году, нашли останки, ,которые, как предположили, могли оказаться останками доисторического человека. Показали ученым. Но они отвергли эту версию. На этом исследования закончились…

Книга Филиппа Кастеллано заканчивается размышлениями, что может быть, многие предпочли бы считать Сент-Экзюпери скитающимся где-то между небом и землёй, как Маленький принц на своей планете…Но автор утверждает, что легенда о Сент-Экзюпери не может пострадать от этого открытия. Она ничего не теряет, ничего не развенчивает- ни в человеке, ни в писателе..Потому что героем его сделало ни его исчезновение, ни его гибель. Героем его сделала его жизнь и творчество.

Природа избрала для него величественное пристанище из воды и камней, огромное и бесконечное…

"Авиационно-космическая газета", 2004

Обратная связь
На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть