Российский Фонд

«Мир Сент-Экзюпери»


Киноэкран

О ФИЛЬМАХ « ВРЕМЯ ЛЕТАТЬ » , « РЫЦАРИ НЕБА » И НЕ ТОЛЬКО О НИХ

Стремленью духа нет границы,
Широк безбрежный небосклон,
На мощных крыльях

Белой птицы осуществим наш детский сон!

(Николай Морозов. Из "Песни летчиков" 1910 г.)

Кадры из сериала "Крылья Отчизны":
Легендарный "Илья Муромец" и знаменитая "сотка" ("СУ-100" ) в Музее ВВС ( Монино)...
Космонавты Владимир Джанибеков, Жан-Лу Кретьен (Франция) и А.Иванченко после возвращения на Землю...
Французский лётчик, владелец коллекции уникальных восстановленных самолётов всех эпох авиации, Жан Салис.

Странное чувство испытывал я, покидая просмотровый зал в Останкине после того, как увидел два кинофильма – «Время летать» и «Рыцари неба» из цикла «Крылья Отчизны» из истории русской авиации. Многое переплелось в душе – гордость и боль, радость и стыд, удивление и горечь.

Гордость - потому что имею честь носить звание гражданина страны, которая дала миру столько выдающихся личностей, в том числе и первых русских летчиков, что равняться с ними – о чем повествуют оба фильма – могли не многие. Боль… А что еще может испытать человек, воочию увидевший , что историю нашей авиации во Франции знают порой лучше у нас? И берегут -тоже лучше… Радость – от того, что в длинной череде открытий из прошлого страны, которые леденят сердце, есть еще неоткрытые острова мужества и благородства, исключительной храбрости, верности Отечеству… Стыд – за то, что держим эти «острова» на задворках от столбовой дороги поисков.

А так как кино не часто нас балует фильмами о летчиках, которые бы оставляли след в памяти, зарубку в сердце, то мне захотелось поближе познакомится с автором сценария, текста и воздушных съемок, летчиком-испытателем, Мстиславом Листовым.

-Мстислав Степанович, как вы пришли к идее создания этих фильмов?

- Через ленту «Летать завещали России» о замечательном русском авиаторе и конструкторе Степане Васильевиче Гризодубове, отце Валентины Степановны Гризодубовой. Если всмотреться пристальнее в этот фильм, можно увидеть, что он является своеобразным прологом к циклу «Крылья Отчизны». В нем эскизно был намечен ряд линий, которые получили развитие во «Времени летать» и в «Рыцарях неба»…Судьба фильма о Гризодубове подтвердила, что мы на правильном пути. Он получил хорошую прессу, он демонстрируется во Дворце Открытий в Париже, его показывали в Ле Бурже, на кинофестивале документального кино в Лейпциге…«Крылья Отчизны» задуманы как многосерийный цикл об истории нашей отечественной авиации.

-Есть ли аналоги ему в других странах? Какие?

 

Французская афиша первых авиамитингов.  Кинооператор Валерий Ахнин во время съёмок в Крыму,1983 год

-Англичане три года назад прислали письмо на ЦТ и в ведущие КБ с просьбой открыть наши авиационные архивы, так как они работают над 13-ти серийной картиной «Крылья над миром» и без серии о русской авиации они, якобы, своего сериала не мыслят. Фильм, по их словам, будет «абсолютно аполитичным», но девятая серия носит название «За и над железным занавесом». Вот вам и аполитичный…. Создают они его совместно с датчанами.

В ФРГ по меньшей мере два многосерийных фильма по истории их авиации. У американцев, по-моему, несчетное их количество.

Во Франции – фильм Даниэля Костэля в семь серий - «История авиации". Часть из них телезрители могли видеть в телепередаче «Человек.Земля. Вселенная». Эта работа 1976 года, они успели, к счастью, снять живых очевидцев авиационных событий начала века. В основном это история французской авиации, но не только она… Показаны американцы, англичане. Я бы даже сказал – это личное мое впечатление, что фильмы эти больше проамериканские.

- Вам довелось встречаться с Костэлем?

-Да, в процессе сьемок наших лент мы были гостями этого режиссера, обращались к нему за содействием. На францзуских киностудиях «Гомон», «ПАТЭ», - в Париже - мы просмотрели доступный для нас материал. Там были очень интересные кадры о наших русских авиаторах, но слишком дорогие, смета нашего фильма, увы, не позволила их купить.

-Хотя бы один пример.

-Вы видели в «Рыцарях неба» одну из первых авиатрисс Любовь Галанчикову. Мы нашли великолепные «живые кадры» с ней, на целую минуту. За них у нас запросили 20 тысяч франков. Это, будем говорить, стандартная международная цена. Не смогли купить.

Однако, мне хотелось бы сказать, что , пока не поздно, нам нужно искать пути сотрудничества с французами в этой области. У них очень много материала о первых русских летчиках. Я, например, знаю, где во Франции искать архивы русской авиации, больше того, знаю, где искать архивы флота. Уверен, не без основания, что документы по русской авиации есть в Лондоне.

-Но как они туда попали?

-Многие русские летчики оказались по различным причинам за границей. Они увезли с собой документы, письма, фото.. Во многих семьях еще берегут дедовские вещи, дневники… Берегут до поры до времени. А могут выбросить. Ведь ими никто не интересуется, корни с Россией у их владельцев слабеют…

Я бы не жалел денег на поиски… Ведь это - для вечности, для нашей истории, навсегда. Что будет стоить командировка двух - трех знающих людей во Францию или Англию по сравнению с теми бесценными реликвиями, которые они привезут?

-Мстислав Степанович, когда я смотрел обе серии, во мне росло осознание того, что они сделаны летчиком. Профессионалом в деле, о котором идет речь. Потому что сработать эти ленты с таким глубоким проникновением в суть снимаемого, с такой точностью текста, где нет ни одной профессиональной «помарки» может только человек, знающий небо, более того, работавший в нем. Как вы сами относитесь к перемене профессии? Как случилось, что вы пришли в кино?

-Кстати, одним из недостатков фильмов, на который мне указали на телевидении был именно… профессионализм, тот самый, о котором вы говорите. Хотя мне до сих пор непонятно, как можно обвинять автора в профессионализме? Выходит, его нужно хвалить за дилетантизм? Но это абсурд…

Я окончил высшее военное авиационное училище летчиков. Летал командиром экипажа тяжелого корабля. Потом работал лётчиком-иснтируктором, старшим лётчиком-инспектором в ведомстве маршала авиации А.И.Покрышкина...После ряда жизненных перепетий, окончил школу летчиков-испытателей… С 1977 года начал заниматься журналистикой, далекой, сначала,от авиационных тем. Мне очень нравились книги Ивана Ефремова, я был одним из тех, немногих, кто боролся за возвращение его имени и книг , ведь в "годы застоя" имя выдающегося русского учёного и писателя , флагмана отечественной научной фантастики, и его остросоциальный роман «Час Быка» оказались под запретом… Но эта тема, видимо, для другого интервью - это слишком серьезный и большой вопрос. Я, как и Владимир Джанибеков, - большой поклонник творчества Ефремова, а в авиацию пошел , как и немало других , после прочтения знаменитой ефремовской «Туманности Андромеды»…

Летая, сотрудничал на радио, на ТВ, в прессе. В конце концов написал сценарии фильмов, которые вы видели. Три года "пробивали" их, несмотря на поддержку таких авторитетов как Громов, Гризодубова, Байдуков, Волк…

Вышло так, что мне очень повезло,- судьба свела меня с замечательным человеком и легендарной лётчицей, дважды Героем Валентиной Степановной Гризодубовой. А через неё познакомился с нашими знаменитыми летчиками - Арцеуловым, Громовым, Байдуковым, Анохиным, многими летчиками-испытателями… Оставаться при этом «скупым рыцарем» я не мог. Материал по истории авиации накапливался, и однажды Валентина Степановна сказала: " Ты обязан отдать все, что узнал, людям "…

Не знаю, насколько мне удалось сплавить свои авиационные знания с литературными способностями, - судить не мне, но я глубоко убежден, что изображение любой профессии только выиграет, если об авиации будут писать летчики, – а о море – моряки. Это не значит, что другим «вход воспрещен», но об авиации лучше Сент-Экзюпери еще никто не написал.

-То есть количественное накопление фактов вылилось в качественное - фильмы?

-Да. Хотя сомнений хватало, и главное: что это я – самый умный и до меня никто не мог сделать подобную работу? Пришлось посмотреть все, что мог, по этой теме, и оказалось, что во всяком случае, по начальному периоду истории нашему кино похвастаться нечем.

-Скажите, а хроникальных кадров тех лет у нас много?

Самолёт конструкции И.Сикорского во время осмотра его Государем Николаем 11, С-Птб, 1913

-Нет, немного. Хотя я уверен – не все еще найдено. В том числе и за границей. Те же французы рекомендовали – ищите ваши архивы в Америке. - Почему? Французы нашли свои архивы там. Они в первую мировую войну были вывезены в США. Не исключено, что и наши ценности лежат где-нибудь там же. Ведь известно, что эмиграция шла тремя основными путями: интеллектуалы оседали в Париже, военные – в Сербии, а инженеры, предприниматели, умельцы подавались в Америку. Так что логика в советах французов есть. Но повторяю снова, – времени на поиски почти не остается. Сейчас у нас еще сохраняется, пусть едва уловимая, эфемерная связь с потомками тех, кто имел отношение к нашей авиации, к нашей истории. Через одно - два поколения она совсем порвется…

-Ваши фильмы –говорю о себе -за три часа напрочь сломали устоявшийся стереотип восприятия первых летчиков. Не знаю, у кого как, но у меня – по старым фотографиям, по современным картинам типа «Воздушных приключений»- сложился облик неких романтиков авантюристов, воздушных полупиратов, что ли… И вдруг эти благородные лица, которые я увидел впервые так ясно, их размышления о мире, их полеты на грани безрассудства, потому что других и быть не могло. Ваш фильм строит образ неизвестной мне авиации. Скажите, как вы шли к своим героям?

Автор сериала и лётчик-космонавт СССР Игорь Волк, спустя 16 лет, в Монте-Карло, Монако - тех местах, где производились съёмки во Франции

-Как каждый автор, я высказываю свои личные впечатления о том периоде – и это неизбежно. А они у меня строились на основе той же счастливой судьбы, которая свела меня с одним из «последних из могикан» К.К.Арцеуловым. Я рад, что познакомился со старейшим летчиком В.Никитиным, который летал с самим Крутенем. Такое общение, плюс изучение материала, плюс рассказы французов, болгар (а военная авиация рождалась в 1912 году, в Болгарии во время 2-й Балканской войны) , о наших летчиках дало возможность создать некий интегральный их образ в своем воображении и постараться его воплотить на экране. Я максималист и решил создать максимально достоверный облик людей, о которых так много наврано. Из их полетов сделали аттракцион, ничего общего не имеющий с действительностью… Мне бросали упрек, что в наших фильмах мало развлекательности, а много дат, имен, названий. Дескать, это-не кинематографическая форма. А может, хватит считать зрителя идиотом и кормит его «авиаманной» кашей? Пусть он не запомнит все имена, но он ощутит их обилие, обилие фактов, он поймет, что русская авиация была большая и серьезная, а не рифинированная – из пятидесятьи событий, какой ее изображают…

В фильмы не вошло интервью, которое я брал на борту ИЛ -86. Ни один из десятков опрошенных пассажиров не смог ответить на простейшие, азбучные вопросы по истории нашей авиации! Потому что фильмов о ней нет, книг очень мало (а сколько их у французов!), альбомов, каталогов нет…

И если наши фильмы заставят хоть немного по-новому взглянуть на те годы, можно считать, что мы свою задачу выполнили.

- Мы видим на экране старые самолет начала века, снятые сегодня. Но они летают и летают отлично, что это за машины? Чьи они?

-Это кадры с воздушного праздника известнейшего лётчика Франции Жана Салиса в Ла Ферте-Але под Парижем. Праздник шел девять часов подряд, в нем принимали участие летчики Бельгии, ФРГ, Голландии, Англии… Летали, если не ошибаюсь, 110 самолетов, в том числе и эскадрилья «Память», составленная из реставрированных машин зари авиации, 54 самолета. Их вы видели.

-Летали, между прочим, также шесть советских самолетов с красными звездами.

-Какие?

-ЯК -11. Самолеты-то наши, но ни одного - советского летчика. Жан Салис мне с горечью говорил, что он посылал к нам запросы, но ни разу даже не ответили. А сорок два разбитых ЯК -11 он нашел у арабов, выторговал, привез кораблем, восстановил, часть продал американцам, часть в Европу… Есть у него поликарповский самолет, «аэрокобра» с надписью «Александр Невский» и красными звездами на крыльях, на этом празднике громогласно объявляют, что ЯК -11 любимый самолет Жака Салиса. И, кстати, продают майки, кепи и т.д. с изображением советских самолетов.

А праздник? Такого я никогда не видел. Они делают сногсшибательные трюки, благо, рельеф местности позволяет.

-Мы сможем увидеть это хотя бы по телевизору?

-Часть съемок мы вставили в свои серии и намереваемся из того, что не вошло, сделать небольшой фильм о празднике у Жана Салиса.

-А еще лучше-позвать бы его к нам…

- Кстати, он с удовольствием бы приехал. Более того, он привез бы все свои самолеты и в Тушине устроил бы нам авиапраздник. Ведь едут к нам конные ревю, автородео…

-Что в ваших фильмах является подлинным открытием своеобразной сенсацией?

-Профессиональным историкам авиации многое так или иначе известно. Но ведь их у нас единицы – в основном в Ленинграде, Киеве, Львове. Что же касается видеоряда, то французы - господин Дево, господин Николау, мадемуазель Бозелли и др. подарили нам ряд фотографий наших летчиков настолько прекрасных, что в нашем посольстве не поверили, что это снимки 1910 года. Мадам Бозелли – летчица и историк ,разрешила переснять фото, которые никто в России не видел.

Я думаю, что открытия – это то, что каждый открывает для себя. У основной части наших телезрителей их будет немало.

-В фильмах много воздушных съемок, создающих эффект присутствия на борту…

-Этот прием оправдал себя в фильме о Гризодубовой, и я решил с ним не расставаться. Нам удалось пролететь по ряду маршрутов первых русских летчиков. Это было непросто, но французская сторона, особенно сотрудники INA- Национального аудиовизуального института, сделала все возможное, чтобы мы смогли провести эти съемки. Нам даже разрешили снимать в зоне НАТО, в Мурмелоне, что еще ни одному русскому не удавалось. Памятник Анри Фарману как раз в центре этой зоны.

-А кладбище, где похоронены русские летчики? Это ведь тоже там, под Мурмелоном? Эти кадры без слез смотреть невозможно.

-Да, это там. В фильме мы показываем надпись с памятника: «Дети Франции. Когда окончится война и вы сможете свободно собирать на этих полях цветы, вспомните о нас, русских друзьях, и принесите их нам…».

Нам разрешили снять с воздуха Париж – с вертолета и с дирижабля. Дирижабль английский, экипаж французский. В точности нами были воспроизведены маршруты Ефимова, Попова.. А съемки в Исторической службе ВВС Франции? В общем, советского зрителя ждет много нового. Это относится и к Болгарии, где наши болгарские друзья помогли нам отснять и достать совершенно уникальные кадры.

-Скажите, а сколько у вас осталось неиспользованного материала?

-Еще на серию. И это притом , что вначале на дореволюционную истории отводилась одна серия. Многое пришлось говорить скороговоркой. Надо бы больше...

Более того, можно – и нужно! Сделать художественные фильмы персонально о Ефимове, о Попове, о Лебедеве, о Крутене и, конечно же, о Нестерове… Это все достойнейшие люди…

О Ефимове я сказал совсем мало. А ведь мы ничего не знаем о его полетах в первой мировой, о том, что он был талантливым конструктором оригинального истребителя с двумя моторами. Документы по нему таинственно исчезли у великого князя, и не исключено, что были проданы за границу. Детектив. И трагедия… Не исключено, что в модернизированном виде мы знаем какой-то ефимовский самолет…

-Как вы считаете, много ли осталось тайн о том периоде русской авиации?

-Много. И чем дальше в глубь времен будут уходить те годы, тем труднее их будет раскрыть. Брлее того, это не под силу одиночкам. Мне очень понравилась идея, высказанная в вашей газете, о создании ассоциации историков авиации.

Многие имена и события утрачены. Кто слышал, например, о летчике Фриде, который пролетал под Николаевским мостом? Или о Славоросове, сделавшем то же самое? А интереснейший летчик Дыбовский? А то, как в Германии работали наши Абрамович, Луцкой?

Мы показали, что Ефимов, Попов и другие приносили славу России еще тогда, когда авиации-то в России не было. Разве это не подвиг? Но у нас на собственную историю денег нет. Отсюда – скороговорки.

-Когда-то вы высказывали идею финансирования работ по истории авиации. В Доме кино…

-Я и сейчас с ней не расстаюсь. Почему бы крупным нашим самолетостроительным фирмам, КБ, министерствам не перечислить на счет того же Научно-мемориального музея Н.Е. Жуковского определенные суммы? На эти деньги можно было бы создавать фильмы, вести поиск… Тем более еще знаем, где искать. Пока же в основном мы благодарим за помощь лишь ЦАГИ.

-Несомненно, у телезрителей вызовет немало вопросов производство воздушных съемок. Как они велись?

-Все их я разрабатывал сам, как правило по ночам. Съемки сложные, от летчиков требовалось особое мастерство. Спасибо огромное командующему ВВС Ленинградского военного округа Анатолию Федоровичу Тарасенко, без него многое бы в фильмах не состоялось. Мы имитировали полеты с тряской машины в воздухе, с падением. Выполнялось это на вертолете Ми-8..на других машинах. А в общем, помогали все – и французы, и болгары, их известный летчик полковник Д.Димитров. С душой работали, потому съемки и получились нетрадиционные.. Делал их оператор Валерий Ахнин, очень вдумчивый, любящий русскую природу, историю..

Экипаж военных лётчиков Ленинградского военного округа, повторивший с автором сериала и кинооператором В.Ахниным в 1988 году полёт поручика Руднева над С-Петербургом 24 сентября 1910 года. Об этом можно целую историю рассказать...

Огромную работу сделали монтажницы. Им очень туго пришлось по ряду причин. Тысячи склеек, сделанных их руками, это, конечно, не отметить нельзя.

-Кстати, и по фильмам видно, как старая, заезженная, будем говорить, хроника вдруг засверкала новыми гранями. Вам удалось сделать почти невозможное - вдохнуть в нее новую жизнь.

-А почему ее заездили? Потому что используют в дело и без дела. Это народное достояние, такое же как знаменитые картины и скульптуры… Вы можете себе представить, чтобы их, каждый, кто захочет, демонстрировал на каждом углу?

-Вы сняли два фильма. Планировалось пять. Неужели возможно в оставшиеся три серии «затолкать» революционный и послереволюционный периоды истории советской авиации? Это ведь неразрешимая задача, если идти тем путем, который вы избрали.

-Для нас сейчас это проблема номер один. Мало того, что предстоит показать огромный материал, его, в силу тех данных, что открывает нам гласность, правдивый взгляд на историю, предстоит еще концептуально переосмыслить. А мне вдруг заявляют руководители «Экрана», что на оставшиеся серии будет объявлен конкурс сценариев.

-А разве такое возможно? Вы же автор целостного произведения – "Крылья Отчизны"? Это похоже на то, что «Детство» разрешили написать Горькому, а на две другие книги «В людях» и «Мои университеты» объявляется конкурс?

-Выходит, возможно. Но мне не привыкать бороться. Ведь эти две серии тоже, как говорится, крови стоили.

-Когда их смогут увидеть телезрители, ведь они производства объединения «Экран»?

-По моим данным – в День Авиации и Космонавтики или накануне.

-Успехов им, удачи вам..

-Спасибо. Буду надеяться. Что не только фильмами, но и в этом интервью смог рассказать кое-что о русских летчиках. Когда я уезжал из Франции, там шла 26-серийная художественно - документальная картина об истории авиации. Задумаемся об этом…

Да, задуматься стоит. А потом от размышлений переходить к делам. Их в области истории нашей славной авиации – непочатый край.

Беседу вел В.КАРПИЙ
Еженедельник «Воздушный транспорт», 1 апреля 1988 года

Обратная связь
На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть