Российский Фонд

«Мир Сент-Экзюпери»


О Сент-Экзюпери на экране, в театре, интернете

По ТК "Культура" была показана телепрограмма "Миражи Сент-Экзюпери "

Откровенно говоря, мы и не ожидали увидеть что-то новое и глубокое.- Почему?

Авторы фильма: Ольга Бирюкова (сценарий) и Ольга Малова (режиссер).Ольга Бирюкова позвонила нам летом 2010 года, представившись страстной почитательницей Сент-Экзюпери…И лишь после нескольких продолжительных бесед (а это авторская информация) электронной почтой сообщила, что готовит сценарий по заданию редакции телеканала…И что же мы увидели?!- Это работа об «оригинальном мыслителе», авторе глубоких философских обобщений и нравственных сентенции. Сюжет программы должен определять темпо-ритм эпизодов, -видеоряд просто напичкан ими…Кадры меняются ежесекундно, непонятно, чем обусловлена эта пестрота, - дань, воспитанному современным телевидением клиповому восприятию? - Это же какой-то «мюр и мюрилис»!

Видеоряд телепрограммы удручает: то это бредущий по пустыне человек в спецобуви (ничего подобного у Сент-Экзюпери и его механика Прево не было), то, говоря о сценарии фильма «Ночной полёт», нам показывают афишу фильма «Анн-Мари», то силуэты каких-то танцоров, то уныло движется вереница лошадей, никак не ассоциируемая с текстом, и т.п. Эти «перебивки» заполняют пустоты эклектического видеоряда. И далеко не всегда уместные рефрены - из «Маленького принца».

Удручающее однообразие рефренов.

Говоря о первом полёте юного Сент-Экзюпери в Амберье в 1912 году, показывают самолёт 2-й Мировой войны. И вновь на экране мы видим едущие машины, велосипед, силуэты в окне.- Трафаретный и избитый приём, когда не знают, что показать.

Вот для того, чтобы этого не было, приглашаются знающие люди, консультанты или авторы, которые не допустят глупостей и недостоверных деталей. Достаточно открыть интернет и посмотреть на перечень сюжетов на тему Сент–Экзюпери и Консуэло, чтобы увидеть, что послужило авторам источником информации...

Создатели не уловили то важное, что могло сделать программу новым словом в «сент-экзюпериане»! Великий Микельанджело наставлял учеников: «Особенно же обращай внимание на мелочи, ибо из них состоит совершенство, а совершенство не мелочь». Священные слова современного ТВ: «неформат», рейтинг, как правило перевешивают всё: вкус, достоверность, нравственность. И всё, взятое от других, ничего своего…

И если авторы хотели отразить новый взгляд, то ни Стейси Шиффт, ни Куртис Кейт, ни Марсель Мижо, ни тем более Николай Яценко, не признаны источниками наиболее достоверной информации о Сент-Эксе (это отмечается и в предисловии их книг, и критикой, - она (эта достоверность) как раз в воспоминаниях других авторов (а вот их-то тут и не привели). Не первый раз (это широко известно) деятели телеканалов, в т.ч ТК «Культура» пытаются решить проблемы эфира и рейтинга за счёт «эксплуатации чужого материала», притом, как правило безвозмездно. Так было с программой ТК «Культура» «Человек эпохи Кольца» об Иване Ефремове в год его 100-летия. Заполучили у знающих людей уникальную информацию, фотографии, фильм, много что ещё, а создали и показали откровенную пошлость. Так было с программой о Валентине Гризодубовой, и о других известных персонажах отечественной науки и культуры…

Упомянутая телепрограмма «Культуры» разве что для неофитов. Но пора бы уже рассказать серьёзно о глубочайшем и оригинальном мыслителе ХХ века, немного подняться на гору Сент-Экзюпери... Основа культуры, - говорил известный русский писатель, - это понимание меры во всём! Увы, но меры не оказалось ни в тексте, ни в изображении, ни в создании образа великого человека. 

В заключении стоит сказать справедливости ради, что это лучше, чем предыдущие опусы ТК, но хуже того, что могло и должно быть. Одной из задач нашего фонда является наблюдение за созданным в СМИ, в кино и театре, образе выдающегося писателя и человека. Исходя из этого, мы и высказываем свои суждения.

Обратная связь
На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть