Российский Фонд

«Мир Сент-Экзюпери»


Степан Гризодубов (1884-1965)

... Они жили и раньше, во всех веках, среди всех народов, но, еще бескрылые, проходили в жизни незаметно, тоскуя по неведомым небесным сферам, или в судорожных попытках умирали безвестно осмеянные , поруганные изобретатели… 

В самом деле, в них много чего-то от свободных и сильных птиц - в этих смелых, живых и гордых людях .

А.И. Куприн

Его Превосходительству
Господину харьковскому губернатору
Харьковского полицмейстера

РАПОРТ

Вследствии циркулярного предписания от 21 марта с.г. за №4529 доношу Вашему Превосходительству, что из частных лиц г.Харькова воздухоплавательный аппарат имеет потомственный почетный гражданин Степан Васильевич, живущий по ул.Мироносицкой, 91.

(РЕЗОЛЮЦИЯ ГУБЕРНАТОРА)

Кажется, еще собирает сведения о моторах? Давно ли приобрел и приписан ли к аэроклубу?

О т з ы в

Харьковскому полицмейстеру

Я, нижеподписавшийся, потомственный почетный гражданин Степан Васильевич Гризодубов, даю настоящий отзыв Приставу 3-го участка г.Харькова в том, что я приписан к харьковскому аэроклубу. Аэроплан построил в 1909 году своими средствами. Аэроплан претерпел много изменений, и в результате был выстроен мною в прошлом, 1912 году новый аэроплан, на котором я выучился летать и летаю до настоящего времени, совершенствуя аэроплан и мотор. Относительно средств я нахожусь в очень затруднительном положении, так как в течении нескольких лет работал по авиации и не имел поддержки ни от кого. Как документальное доказательство моих работ помещены отзывы в русских и заграничных воздухоплавательных журналах.

Имя его дочери знает каждый. Валентина ГРИЗОДУБОВА - первая женщина Герой Советского Союза. Удостоена второй Золотой Звезды за выдающийся вклад в создание новой авиационной техники нового поколения (после войны). В 1938 году во главе женского экипажа вместе с М.Расковой и П.Осипенко на самолете «Родина» совершила выдающийся беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, до этого установила 5 мировых рекордов высоты и скорости. В 28 лет возглавила Управление международных воздушных линий СССР и открыла первые регулярные рейсы в Скандинавию, Францию, Германию, на Балканы... В годы Великой Отечественной войны командовала 101 Гвардейским Красносельским авиаполком Дальнего авиации (мужским полком!), лично совершила около 200 боевых вылетов, в основном, ночных, в тыл противника.

Но то,что отец легендарной лётчицы, гвардии полковника Гризодубовой В.С. был одним из пионеров русской авиации, изобретателем-самоучкой,авиаконструктром и лётчиком,сегодня известно далеко не каждому.

Газета «Южный край», 1910 год:

« Завтра в надежде приобрести хоть какую-то материальную помощь открывает выставку своего аэроплана харьковский изобретатель Гризодубов С.В. До сих пор он ни от кого не мог получить никаких денег. Находились, правда, меценаты, предлагавшие деньги под 50% или же в счет половины их будущих прибылей,но предложения эти были отклонены. Аэроплан теперь уже почти готов, мотор установлен, нет только колес,т.к. не на что их купить. С этой целью он и устраивает выставку. Постройка аппарата поражает своей тщательностью и законченностью».

17 декабря 1903 года в Америке, близ Дайтона, впервые был осуществлен полет на аппарате тяжелее воздуха с человеком на борту! Всего несколько секунд длился этот полет, но именно эти кадры увидел в синематографе - в хронике «Пате»- Степан Гризодубов. Потрясенный, он купил у владельца киноленты два кадрика, запечатлевшие полет братьев Райт...Два кадрика,несколько газетных заметок и фотографий-вот,пожалуй и всё,чем располагал молодой мечтатель,решивший покорить небо!

1908 год. В Европе - авиационный бум. Впереди французы: создаются новые аэропланы, открываются авиашколы, устанавливаются новые рекорды. Но уже через два года в небо поднимаются новые русские самолёты авиаконструкторов Кудашева и Гаккеля. А русские авиаторы Михаил Ефимов и Николай Попов становятся победителями первых авиационных состязаний Ницце и Каннах! Они и третий русский авиатор Владимир Лебедев занесены в знаменитую французскую книгу «100 первых дипломированных пилотов мира»!

А в провинциальном Харькове, техник Степан Гризодубов собственноручно построил самолет!

По качеству и надежности в работе двигатель не уступал заграничным заводского изготовления. Гризодубов сам стал учиться летать. «Интересно отметить то обстоятельство,- писали журналы того времени,что Гризодубов учился летать совершенно один, без чьего-нибудь руководства, Большим тормозом к скорому обучению было то, что талантливому авиатору приходилось учиться летать на маленьком скаковом поле, загроможденным столбами, вышкой и прочими предметами. Эти посторонние предметы послужили причиной его падений. Но после починки энергичный авиатор всё время совершал и по сей день совершает превосходные полёты, несмотря на сильные морозы. Какой громадной энергией надо обладать,чтобы чтобы не унывать в таких скверных обстоятельствах."

О новом проекте Гризодубова говорилось: "Между прочим,у Степана Васильевича...выработан проект аэроплана с полной автолматической устойчивостью, о чем он сам пишет: "Автоматы для достижения автоматической стабилизации в настоящее время,если я не ошибаюсь,исправляют крены,но не предупреждают их появление...Я же предлагаю своим изобретением добться того,что самое малозаметное появление крена уже вызовет действие автомата,т.е. моё изобретение будет предотвращать даже малейшие уклоны аппарата".

Не имея никакой помощи,в период с 1907 по 1913 годы Гризодубов создал четыре оригинальных аэроплана,в конструкциях которых сумел поередить именитых западных конструкторов Райтов и Фармана. Он сконструировал три авиадвигателя к своим аэроплана , один из которых сохранился до нашего времени.если учесть,что всё абсолютно было сделано Гризодубовым собственноручно и им же испытано в воздухе,следует признать,что им был совершен настоящий подвиг! И не только технический. Он вспоминал : " Мне запрещали летать, я не мял траву и не пугал скот частных владельцев и помещиков. Жандармы изрубили мой аэроплан,но я построил другой и снова летал. Взлетал, падал на своем аэроплане, ломал машину, ломал свои ноги, но снова строил и снова летал...И так - пока было здоровье".

Когда о талантливом авиаторе появились статьи во французских, немецких и других журналах, в Петербурге на это не смогли не обратить внимание, и Гризодубова перед империалистической войной вызвали в Отдел Воздушного флота под высочайшим покровительством шефа русской авиации- великого князя Александра Михаиловича, для ознакомления с его изобретениями. Он поступает в Петроградскую школу авиации и закончив ее, получает звание «летчика-охотника»... Однако, революционные события и конфликт с начальником школы заставили его вернуться в родной Харьков.

Сохранилось письмо к С.В.Гризодубову известного русского изобретателя и лётчика Виктора Дыбовского.

" Многоуважаемый Степан Васильевич! Ваши снимки получил. Приветствую за такое количество созланного вами! строить одному - без денег, без помощи и поддержки - самое трудное. Так можно выбиться из сил. Даже мы, братья Дыбовские, получили от Отдела воздушного флота мотор и 5000 рублей , и этого для создания аппарата уже не хватает. Вот смотрите, как устроился Сикорский, работает теперь с Русско- Балтийским заводом и строит всё,что ему хочется. Вы не бросайте своего дела,но ищите капиталиста или завод. Желаю Вам не падать духом. У нас - в России очень-очень трудно пробить себе путь. Ещё раз желаю успеха в создании типов аэропланов для будущего могущественного российского Воздушного Флота!

Преданный Вам лейтенант флота Дыбовский."

В 1912 году французский авиатор Вроблевский взял с собой в воздух мальчишку, впоследствии ставшего знаменитым летчиком и писателем, - Антуаном де Сент- Экзюпери.

В том же году русский лётчик-изобретатель Степан Гризодубов поднял в воздух на своем аэроплане, привязав к себе ремешками за спиной, двухлетнюю дочь Валентину – впоследствии легендарную лётчицу ХХ века.

В годы Гражданской войны Степан Гризодубов был назначен командиром 1-го авиационного парка Украины, восстанавливал и облётывал самолёты для фронта. В советский период он занимался большой изобретательской деятельностью и рационализаторской работой, возглавлял группу инженеров – конструкторов по автоматизации техпроцессов на важных и крупных предприятиях электротехнической, угольной и химической промышленности, а также одним из первых занимался появившимися тогда вычислительными машинами. Кроме того, он занимался планеризмом и возглавлял секцию Осоавиахима Украины и Крыма. В характеристике, данной Гризодубову С.В. Всеукраинским Институтом труда 19 апреля 1929 года, записано: «…Проявлял себя неизменно как находчивый конструктор, исключительно добросовестный и увлекающийся данным ему заданием…При всём при том, тов.Гризодубов отличался всегда выдающимся бескорыстием и преданностью делу».

А в жизни он запомнился всем, кто его знал, простым, скромным и исключительно патриотичным человеком. Его дочь вспоминала: «Отец и мать были для меня примером, эталоном. Это были патриоты, энтузиасты, это были люди, беззаветно преданные Родине. Известный авиаконструктор Сикорский, уехавший в 1919 году на Запад, звал отца работать в Америку, сулил большие деньги, говоря, « что тебе родина, родина там, где деньги», - отец категорически отказался: « Моя Родина здесь! Я работаю для своего народа».

Антуан де Сент-Экзюпери сказал в те годы: «Самолёт не цель, а всего лишь орудие, такое же орудие , как и плуг… За орудием и через него мы вновь обретаем всё ту же вечную природу, которую издавна знают садовники, мореходы и поэты

Мстислав Листов

Журнал «Персона», №4, 1998 год.

Обратная связь
На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть