Российский Фонд
«Мир Сент-Экзюпери»
«Нормандия» изначально создавалась как авиагруппа, что в структуре ВВС РККА соответствовало полку. Первоначально предполагалось направить авиадивизию в составе 2-х истребительных и 1 бомбардировочного полка, но затем противодействие Великобритании и вступление в ноябре 1942 г. войну в Европе США, сильно изменило эти планы. Отправка пополнения летчиков-истребителей была приостановлена, а бомбардировочный полк «Бретань», готовившийся к отправке в СССР на авиабазе Раяк в Ливане, был переведен в Алжир. В итоге к моменту выхода "Нормандии" на фронт, в СССР находилась только одна эскадрилья. Ее выход на фронт был задержан на два месяца, но летчики потребовали отправить их воевать, не дожидаясь прибытия пополнения. 22 марта 1943 "Нормандия" была переброшена на аэродром Муковнино, и была включена в оперативное подчинение 204-й бомбардировочной дивизии в статусе эскадрильи, несмотря на возражения французской военной миссии. Через 2,5 месяца, после прибытия второй эскадрильи, «Нормандии» вернули статус полка.
Истребительная авиагруппа №3, получившая название "Нормандия", была сформирована командующим ВВС "Сражающейся Франции" генералом Валеном на авиабазе Раяк (ныне территория Ливана). Отсюда и радиопозывной группы «Раяк». Приказ о формировании был подписан 1 сентября 1942 г. Эта дата считается официальным днем рождения авиагруппы. В СССР "Нормандия" прибыла в качестве сформированной боевой единицы. 25 ноября 1942 г. было подписано соглашение об участии французских воинских частей в военных операциях в советском Союзе. И начинается с фразы, что в СССР направляются сформированные боевые единицы.
Провинция Нормандия, действительно, одна из наиболее пострадавших во время войны, но пострадала она только после высадки союзников в июне 1944 г. в результате наступления американской армии. Американское наступление привело к тому, что такие города как Гавр, Шербур, Каен, Руан были почти полностью разрушены, и погибло несколько сот тысяч лиц гражданского населения. В момент создания авиагруппы «Нормандия» в сентябре 1942 г. было еще далеко до этих событий. Название «Нормандия» было выбрано на общем собрании личного состава случайно, как наиболее благозвучное, из нескольких предложенных.
На советском самолете летчики настаивали изначально, задолго до прибытия в СССР. Исходя из боевого опыта в Ливии и Египте, где французы были вооружены британскими самолетами, у французов сложилось мнение, что английская техника хороша для Европы и абсолютно не годится для иных районов боевых действий. Поэтому они хотели получить самолет, адаптированный к российский условиям, и таким, по их мнению, мог быть только советский самолет.
Выбор самолета Як-1 зафиксирован в протоколе встречи французской военной миссии с командованием ВВС Красной Армии 19 ноября 1942 г., и закреплен приказом командующего авиацией Красной Армии генерала Новикова от 4 декабря 1942 г.
Наличие французских механиков в авиагруппе было обусловлено исходя из того же боевого опыта в Ливии и Египте, где часть британских истребителей, переданных французским авиачастям, обслуживали британские механики. Их деятельность вызвала множество нареканий, и побудила желание французов иметь собственных французских механиков и в СССР. Однако нехватка технического состава была еще более острой, чем летного. Поэтому в соглашении от 24 ноября также оговаривалось, что в случае необходимости французам будет предоставлен советский технический состав. Французский персонал, набранный в качестве технического, был плохо подготовлен. Из общего числа 42 человека, только 15 имели необходимую квалификацию, остальные были учениками и не имели опыта совсем. С самого начала группе были приданы 17 советских механиков. После прибытия 2-й эскадрильи, к «Нормандии» была прикомандирована уже рота (около 100 человек) советских механиков под началом капитана Агавельяна. Тем самым, советские механики уже в июне 1943 практически полностью взяли на себя все техническое обслуживание материальной части французской воинской части. После слияния «Сражающейся Франции» с Комитетом Национального Освобождения в Алжире, французским техникам предложили на выбор вернуться на Ближний Восток или поступить на летные курсы в СССР. Однако летные курсы в конечном итоге организованы не были, и весь технический состав «Нормандии» покинул Советский Союз.
Кроме того, к вопросу о морозах - французские механики были задействованы на фронте с 22 марта по 1 августа 1943 г., когда даже в России морозов не бывает.
"Нормандия" была самостоятельной иностранной боевой частью и никогда не включалась в состав прославленного 18-го полка. И в состав 204-й бомбардировочной и в состав 303-й истребительной дивизий, она была включена как отдельная иностранная часть. 18-й гвардейский истребительный авиационный Витебский дважды Краснознамённый, ордена Суворова истребительный полк получил почетное наименование «Нормандия-Неман» в 1995 г. 18-й ГИАП имеет свою собственную богатую историю, которая ныне находится в тени французского собрата.
Французских документов, отличных от советских не существует в природе. По той причине, что всю канцелярскую работу полка вел штаб полностью на 100% сформированный из советских офицеров. В той ситуации, когда уже боевых пилотов французское командование не могло отправить в нужном количестве, о штабных офицерах речи не шло. Подсчет сбитых самолетов велся по правилам, принятым в Красной Армии. О чем, кстати, говорилось и в соглашении от 24 ноября. Каждый сбитый самолет подтверждался по советским правилам и оплачивался по нормам, утвержденным в РККА. Первый и единственный французский штабной офицер Морис Ромер прибыл в полк после визита генерал Де Голля в декабре 1944 г. Но по его собственным воспоминаниям, исполнял функции завхоза. Французский Маршевый журнал авиаполка «Нормандия-Неман» составлялся по переводам советского Журнала боевых действий, и является вторичным по отношению к нему.
Франция во время войны была оккупирована, и из нее в СССР невозможно было что-то посылать. Многие пилоты за побег из Франции к де Голлю были приговорены к смертной казни, и их родные не знали, где они находятся. Известны случаи, когда родственники пилотов во Франции пострадали, после того как стало известно, что они не просто воюют, а еще и в СССР. Поэтому пилоты даже летали с документам с вымышленными фамилиями, что бы в случае чего можно было их идентифицированы, но что бы родственники во Франции не пострадали. Пилоты получали дважды вещи и продукты, собранные для них французами, проживавшими в Египте и Иране. Ни французских вин, и французских сигарет, ни французского шоколада, и даже французской одежды у них не было. Французы могли получать письма от родных, только если они проживали в Африке, или после освобождения Франции в конце 1944 г.
Галантность французов, это литературный штамп, мало соотносящийся с действительностью. Как раз мемуары французов наполнены рассказами о культурности и высокой образованности советских людей.
На советском фронте в 1941 г. воевали британские авиачасти, прикрывая северные конвои. В 1944 г. на территории СССР базировались американские дальние бомбардировщики. В составе Красной Армии воевали польские, чехословацкие, венгерские, румынские части. Были проекты формирования частей из немецких и французских пленных. Нормандия-Неман не была даже единственной французской авиационной частью. В начале 1944 г. в Туле проходило формирование 2-го французского истребительного полка «Париж», которое не было завершено по политическим мотивам. А в начале 1945 г. в Туле были сформированы французский истребительный полк «Аквитания» и бомбардировочный «Лангедок», вместе с «Нормандией-Неман» составлявшие дивизию «Франция».
Решение о передаче советских самолетов французам принималось, конечно, Сталиным, но оформлялось от имени СССР Франции. Как подарок одного государства другому, а не как персональный подарок каждому пилоту.
Франция с 1936 г. проявляла интерес к приобретению советских истребителей и бомбардировщиков. Последняя попытка их закупки была сделана уже во время франко-германской войны 1940 г. После того как авиаполк «Нормандия-Неман» заступил на боевое дежурство в округе ПВО города Париж на истребителях советского производства, французское министерство авиации под руководством коммуниста Шарля Тийона направил в СССР заявку на приобретение 100 боевых самолетов Як-3 и 200 учебных самолетов Як-7. Заявка не только не была удовлетворена, но даже была прекращена поставка запчастей для авиаполка «Нормандия-Неман».
© С.В.Дыбов, 2021 г.