Российский Фонд

«Мир Сент-Экзюпери»


Французская авиадивизия на советском фронте

Нормандия-Неман. Это название французской авиачасти, воевавшей в составе Красной Армии широко известно. Менее известно, что эта часть была не совсем единственной французской частью в СССР.

Изначально генерал де Голль предлагал отправить в СССР механизированную дивизию из Сирии. Затем пехотную бригаду и истребительную авиагруппу, затем группу спецназа и эскадрилью истребителей. Все эти проекты окончились ничем, и состоялась только отправка группы летчиков истребителей.

«Нормандия», организационно созданная как группа, что в структуре советской авиации соответствовало полку, в виду малочисленности, в декабре 1942 г. была включена в состав советских ВВС в качестве эскадрильи. Только в июне 1943 г. после прибытия первого пополнения, «Нормандия» была развернута в полк, состоящий из 2-х эскадрилий. Позднее, по мере поступления пополнения, число эскадрилий выросло до 4-х. А в июне 1945 г. в Туле было завершено формирование авиадивизии «Франция», состоящей из двух истребительных и одного бомбардировочного полков. Война к тому времени уже закончилась и дивизия участия в боевых действиях не успела принять, в связи с чем, ее история растворилась в тени более яркого и знаменитого авиаполка «Нормандия-Неман».

После того, как группа «Нормандия» была отправлена в СССР, была вооружена и включена в состав советской авиации, генерал де Голль беспрестанно выражал намерение увеличить численность французских летчиков до военно-воздушной дивизии. В начале 1943 г. было принято решение о формировании второго истребительного полка «Париж» и отправке в СССР бомбардировочной авиагруппы «Бретань».

Взаимоотношения СССР с организацией де Голля несколько затормозились после высадки союзников в Северной Африке и создания на французских африканских территориях Комитета Освобождения Франции во главе с генералом Жиро. Что отразилось на вопросах формирования французских частей в СССР и их пополнения личным составом.

В августе 1943 г. бомбардировочная группа «Бретань» была выведена в Раяк, где стала готовиться к отправке в СССР. В ее состав были включены техники группы «Нормандия», ранее выведеные из СССР в связи с заменой на советских. Командование группой «Бретань» в это время исполнял капитан Жан Маэ, брат которого Ив Маэ был пилотом «Нормандии» и пропал без вести под Смоленском 1. В СССР было начато формирование школы пилотов для французов, первыми курсантами которой стали 10 человек из числа французских механиков группы «Нормандия».

Авиаполк «Нормандия» героически сражался бок о бок с советскими летчиками и нес потери. Численность французских пилотов не позволяла говорить о формировании не то, что дивизии, но и второго истребительного авиаполка, уже существовавшего на бумаге. Его пополнение в это время было фактически сорвано. Школа пилотов была расформирована, не начав своей деятельности. Курсанты, из числа механиков были вынуждены так же вернуться на Ближний Восток.

В это время шла активная борьба внутри Комитета освобождения Франции. По настоянию союзников, прежде всего СССР, в состав комитета, созданного в Алжире под руководством генерала Жиро, вошли структуры генерала де Голля, существовавшие с 1940 г. в Лондоне. Обе части относились друг к другу неприязненно. Алжирская часть считала лондонскую английскими прислужниками, а лондонская считала алжирцев вишистами. Генерал де Голль открыто обвинял союзников, что через алжирский комитет они связаны с Виши, через которых ведут переговоры с Гитлером и даже угрожал переехать из Лондона в Москву. Кроме того, начиная с английской атаки на французский флот в Мерс-эль-Кебире, обе французские армии вели боевые действия друг с другом. Даже часть пилотов Нормандии встречалась друг с другом с разных сторон в Дакаре и Сирии.

После слияния структур де Голля и Жиро, между ними было заключено соглашение, что все военные вопросы находятся в распоряжение Жиро. В связи с чем, ведение всеми воинскими подразделениями, в том числе в СССР, было передано штабу в Алжире. Новый командующий ВВС Комитета Освобождения Франции генерал Рене Буска поставил вопрос о выводе Нормандии из СССР и о возвращении пилотов в свои части. В частности два будущих Героя Советского Союза Марсель Альбер и Марсель Лефевр должны были вернуться в свою часть в Алжире, за побег из которой они были приговорены к смертной казни.

1 Был взят в плен, освобожден Красной Армией в апреле 1945 г. В 1952-56 гг. командир авиаполка «Нормандия-Неман». Разбился 29 марта 1962 г. во время демонстрационного полета в Бельгии.

26 августа СССР признал Французский Комитет Национального Освобождения в Алжире под совместным председательством генералов де Голля и Жиро. Признание было адресовано на имя представителя «Сражающейся Франции» в СССР Роже Гарро. Советский Союз согласился обменяться представителями. Но соглашался признать в качестве французского представителя только Роже Гарро. Что было недвусмысленным жестом поддержки генерала де Голля.

15 сентября военный представитель движения «Сражающаяся Франция» генерал Эрнест Пети встретился с маршалом Сталиным, который ответил согласием на все французские предложения по увеличению французского военного присутствия в СССР. Однако в то же время Комитетом Освобождения Франции в Алжире было принято решение о выводе «Нормандии» из СССР. Авиаполк был выведен в Тулу, где ожидал решения своей участи. Бомбардировочная группа «Бретань» из Раяка, несмотря на противодействие де Голля, была выведена в Алжир.

Благодаря вмешательству Альбера Мирлеса, специального представителя де Голля при командовании ВВС Красной Армии, который в то время был переведен из Москвы в Алжир, и командира «Нормандии» майора Пуяда, который был вынужден совершить поездку из Тулы в Алжир, ситуацию удалось стабилизировать.

«Нормандию» удалось сохранить на советском фронте и решить вопрос с ее пополнением. Однако, пользуясь тем, что СССР направил в Алжир своего представителя, вопросы, связанные с ее пополнением, алжирское командование решило вести минуя лондонские структуры. Для того, что бы сохранить контроль, в Лондоне было создано Командование Французских военно-воздушных сил в Великобритании и СССР под началом бывшего командующего авиацией де Голля, одного из организаторов «Нормандии» генерала Валена.

Вопрос с пополнением личного состава, и формирование французской авиадивизии в СССР был решен. С декабря 1943 г. в СССР начали прибывать французские пилоты. В феврале 1944 в СССР прибыл майор Луи Дельфино, назначенный командиром авиаполка «Париж».

По вопросу формирования бомбардировочного полка возникла дискуссия между французским и советским командованием. Советское командование считало неправильным формирование смешанной истребительно-бомбардировочной дивизии. Французское настаивало на смешанной авиачасти, предполагая, что французские летчики смогут сопровождать французские бомбардировщики так же как они сопровождают советские. Несогласие возникло и по кандидатуре на пост командира дивизии. Французы считали, что командир «Нормандии» Пьер Пуяд справится с командованием дивизии. Советское командование считало, что майор Пуяд не готов к занятию генеральской должности.

И вновь возник вопрос с пополнением. К началу боевых действий 1944 года в СССР было только 59 пилотов, считая командиров и резерв. Для формирования одного истребительного полка в составе трех эскадрилий было необходимо иметь не менее 35 пилотов, т.е. минимум 70 для двух. Таким образом, формирование авиаполка не было завершено. Советское командование в виду недостаточной численности французских пилотов к началу боевых действий, отказалось включить полк «Париж» в состав ВВС Красной Армии. Полк был расформирован. Большая часть пилотов была включена в «Нормандию» в составе четвертой эскадрильи, часть была включена в другие эскадрильи в качестве резерва. Майор Дельфино был назначен заместителем командира «Нормандии» майора Пьера Пуяда.

В январе 1944 г. для активизации вопросов связанных с организацией французской авиадивизии и школы пилотов, было создано Командование Французских Военно-Воздушных сил в СССР, которое было поручено полковнику Корнильон-Молинье. Полковник воевал в Испании на стороне республиканцев, с де Голлем был с начала войны, командовал авиацией Сражающейся Франции на Ближнем Востоке и отправлял «Нормандию» в СССР в 1942 г. В то же время его авторитет был высок среди французских авиаторов в Алжире. В свой московский штаб он приглашал Антуана де Сент-Экзюпери.

Отправка миссии Корнильона-Молинье не состоялась все из-за тех же организационных трений и проблем финансового характера – французское военное присутствие в СССР оплачивалось советским правительством.

Вопрос организации французской авиадивизии так же существенно затормозился из-за того, что из СССР был отозван майор Альбер Мирлес, человек энергией которого была создана «Нормандия», отправлена в Россию и сохранилась как боевая единица. Французский военный представитель генерал Эрнест Пети не был столь энергичным. Переговоры о дивизии шли весь 1944 год. Шли различные согласования и изучения вопросов. Советское командование соглашалось принять французов в качестве структуры соответствующей структуре Красной Армии. Например, советский авиаполк состоял из трех эскадрилий, а французская авиагруппа из двух. Серьезные разногласия были по включению в истребительную дивизию бомбардировочного полка. Создание двух дивизий истребительной и бомбардировочной требовало намного большее количество личного состава. Заметим, что вопрос о вооружении французской дивизии не стоял. Самолеты по настоянию французской стороны предусматривались советские, несмотря на то, что в это время в Северной Африке, США и Великобритании начали действовать школы для французских пилотов, и, быть может, проще было подготовить французских пилотов для использования союзной авиатехники, поступавшей в СССР по ленд-лизу.

Открытие второго фронта и боевые действия в самой Франции вопрос о дивизии в СССР отодвинули на второстепенный план и, несмотря на активные переговоры, к декабрю 1944 г. в СССР все еще воевал только один единственный французский авиаполк «Нормандия-Неман».

Вопрос о французской авиадивизии был вновь поднят лично Сталиным во время визита в Москву генерала де Голля. Советский глава предложил прекратить дискуссии и принять структуру дивизии в том виде, как она предлагалась французами – 2 истребительных и 1 бомбардировочный полк. И утвердить Пьера Пуяда, к тому времени произведенного в подполковники, в качестве командира дивизии.

В это время Франция уже была освобождена, генерал де Голль существенно укрепил свою власть и стал главой Временного Правительства. Генерал Вален был назначен начальником Генерального Штаба французских ВВС и вернул себе вопрос о французских частях в СССР. Из Москвы французским военным представителем генералом Пети 16 декабря 1944 года ему была отправлена телеграмма в Париж: «Маршал Сталин лично утвердил структуру смешанной французской авиадивизии».

После этого, наконец то, создание французской авиадивизии в СССР пошло семимильными шагами. Было подписано соглашение о завершении формирования дивизии в течение второго квартала 1945 г. Подполковник Пуяд был направлен в Париж для решения организационных вопросов, но, к сожалению, попал в аварию и в организации дивизии не смог участвовать. После того, когда стало ясно, что состояние его здоровья не может помешать ему исполнению обязанностей командира дивизии, он был утвержден в качестве командира. Подполковник Луи Дельфино был назначен командиром полка «Нормандия-Неман», он же 1-й истребительный полк авиадивизии. Командиром второго истребительного полка был назначен майор Пьер Матрас, он же исполнял обязанности командира дивизии во время отсутствия Пуяда, когда «Нормандия-Неман» еще участвовала в боях. Командиром полка бомбардировщиков был назначен майор Николя Леонетти. Формирование дивизии проводилось в Туле.

Первоначально предполагалось передать авиадивизии наименование «Нормандия-Неман», а полки назвать соответственно «Руан», «Гавр» и «Кан». Затем, по предложению Луи Дельфино, дивизию было решено назвать «Франция», полк «Нормандия-Неман» сохранялся в своей структуре под командованием Луи Дельфино в составе трех эскадрилий: «Руан» под командованием Героя Советского Союза капитана Марселя Альбера, «Гавр» под командованием капитана Сан-Марсо, и «Шербур» под командованием капитана Роже Соважа.

Второй истребительный полк получал название «Аквитания». Командир майор Пьер Матрас. Командиры эскадрилий: Герой Советского Союза капитан Ролан де ля Пуап, лейтенант Марк Шаррас и лейтенант Жозеф Риссо. В составе второго истребительного полка было 10 пилотов из «Нормандии-Неман».

Бомбардировочный полк «Лангедок». Командир майор Николя Леонетти. Командиры эскадрилий капитан Фортюн, капитан Тома и капитан Глейзе. Костяк авиаполка составляли пилоты бомбардировочной группы «Лотарингия», которая была сформирована в 1942 г., и, некоторое время находилась, под командованием первого командира «Нормандии» Жозефа Пуликена.

Истребительные эскадрильи должны были иметь по 12 боевых самолетов, бомбардировочные по 10 плюс 6 самолетов с пилотами резерва. Бомбардировочный полк, несмотря на формальное включение в состав французской авиадивизии, реально вводился в состав и под командование советской бомбардировочной авиадивизии. Истребительные полки вооружались самолетом Як-3, бомбардировочный самолетом Пе-2. Весь технический состав дивизии был советским.

Пилотов для формирования дивизии предлагалось набирать среди добровольцев, а в случае, если добровольцев окажется недостаточно, использовать персонал авиачастей, расквартированных во Франции и выпускников французских летных школ в США и Северной Африке. Набор был начат еще до утверждения всех формальностей с 1 января 1945 года. Количество добровольцев оказалось столь большим, что это вызвало озабоченность американского командования, которое занималось формированием французской авиации в Африке.

Первая группа для формирования дивизии в составе 13 пилотов отправилась в Тулу 26 февраля 1945 г. Последняя пятая группа прибыла в конце мая 1945 г. В апреле в дивизию прибыл ее командир подполковник Пуяд. В это время большая часть пилотов дивизии уже была допущена к полетам на боевых машинах. К началу июня дивизия была полностью сформирована и уже получила основную часть техники. В составе дивизии было так же девять переводчиков, по три в полку (в том числе советские). Два врача и один священник – Робер Лепутр, участник Сопротивления на севере Франции.

После войны высказывались предложения сохранить дивизию для участия в войне против Японии. Но французская сторона настояла на выводе всех французских частей во Францию. Авиадивизия была расформирована. Полк «Нормандия-Неман» как покрывший себя боевой славой и единственный полк, сражавшийся вместе с Красной Армией, было решено сохранить, персонал перевести в Тулузу, где вооружить французскими самолетами или самолетами союзников. Но по решению советского правительства авиаполк «Нормандия-Неман» вернулся во Францию на своих боевых самолетах Як-3. Местом его дислокации стал аэродром Лее Бурже. Летчики полков «Аквитания» и «Лангедок» вернулись во Францию пассажирским транспортом через Бухарест и Вену.

Дыбов Сергей Владимирович,
Член ассоциации Normandie-Niémen, Франция.

 Нарукавная нашивка пилотов истребительного авиаполка №1 "Нормандия-Неман" авиадивизии "Франция" .

Памяти Альбера Мирлеса, организатора авиаполка Нормандия-Неман

26 февраля 2014 г. исполняется 100 лет со дня рождения Альбера Мирлеса, во время войны специального представителя генерала де Голля при командовании ВВС Красной Армии, Главного организатора авиаполка Нормандия-Неман.

Альбер Мирлес, родился 26 февраля 1914 г. в пригороде Парижа городе Сюрен.

Его отец, Лев Мирлес родился 4 апреля 1881 в Кишиневе, закончил Политехнический интитут в Петербурге, где втянулся в революционную борьбу. Его Мать Вера Мирмович родилась 11 марта 1886 г. в Москве, где закончила консерваторию и работала пианисткой в Большом Театре, где аккомпанировала известным оперным певцам. Они познакомились в Москве, куда Лев Мирлес был направлен по работе, в революционном кружке, Участвовали в Революции 1905 г. были арестованы и сосланы в Сибирь, откуда разными способами им удалось бежать и встретиться уже в 1908 г. в эмиграции в Париже.

Лев Мирлес был видным специалистом по автомобильным моторам. В 1935 г. он открыл собственную мастерскую, где проводил испытания новых автомобильных моторов, ведущих французских производителей. До революции 1917 г. он активно участвовал в борьбе, помогал эмигрантам, участвовал в организации пребывания в Париже Ленина и Троцкого. После революции, он с неодобрением отнесся к созданию коммунистической партии и до конца своих дней оставался сторонником РСДРП. После революции избегал любых белогвардейских обществ и даже был Председателем ассоциации русских инженеров в Париже, альтернативной, созданной белоэмигрантами и объединявшей русских инженеров, оказавшихся в Париже в результате технического сотрудничества с французскими предприятиями, а не в результате политической эмиграции. С 1938 г. работал над проблемами антиобледенения самолетов, работа в которой участвовал его сын Альбер после окончания учебы. После оккупации Парижа в 1940 г. семья уехала на юг, а сам Лев Мирлес остался, отказавшись покинуть свой завод. Работал над устройствами, позволявшими в условиях оккупации экономить горючее.

Точно о его подпольной деятельности во время войны не известно, однако в 1942 г. он был арестован Гестапо. Долгое время содержался в тюрьме во Френь, а затем 2 октября 1943 г. в составе группы 50 заложников был расстрелян возле Парижа на Мон-Валериен, где ныне находится один из главных памятников Французского Сопротивления. Заложники были расстреляны в качестве мести за казнь подпольщиками полковника СС Юлиуса Риттера, руководившего в Париже отправкой французов на принудительные работы в Германию. Родная сестра Льва Мирлеса была главным санитарным врачем РККА и помогала Альберу в Москве решать вопросы, связанные с созданием «Нормандии». Однажды она даже организовала ему встречу с Калининым, с которым была знакома по совместной партийной деятельности до революции,

В школе Альберт учился в одном классе с дочерью Ильи Эренбурга Ириной, через которую позднее в Москве он привлек знаменитого писателя к участию в судьбе Нормандии-Неман. В той же школе учился другой русскоязычный пилот Нормандии-Неман Константин Фельдзер и писатель Анри Труайя. После школы он закончил летное училище, но по здоровью не получил допуска к полетам и затем в 1932 г. окончил Сорбонну.

Кроме русского в совершенстве владел немецким. В 30-х годах активно участвовал в различных обществах франко-немецкой дружбы. Ездил в Германию в 1934 г. В Карлсруэ жил у президента общества Германия-Франция Отто Абеца, будущего посла Рейха во Франции во время войны. После прихода к власти Гитлера и политики антисемитизма в Германии, становится убежденным антифашистом. В 1936 г. в качестве научного сотрудника был откомандирован в распоряжение ВВС. Занимался ракетным оружием и проблемами обледенения самолетов. В 1940 г. в звании старшего лейтенанта пытался вступить в армию и получил отказ по здоровью. После капитуляции уехал в Бордо откуда на польском судне "Собеский" вместе с будущими пилотами «Нормандии-Неман» Жаном де Панжем и Михаилом Шиком выехал в Лондон, где примкнул к де Голлю под фамилией Мирле.

В 1940 г. участвовал в неудачной экспедиции в Дакар, был ранен, избежал плена, оказался в Камеруне, где познакомился с генералом Леклерком. Заболел тропической лихорадкой и был вывезен для лечения в Лондон. Затем, переведен в Британское Министерство Авиастроения, где занимался инженерными разработками. В частности, работал над проблемой обледенения крыльев самолетов в полете, и разработал принцип срезания немецких аэростатов от тросов крепления, что позволяло самолетам преодолевать воздушные заграждения. Его первые аппараты против обледенения были установлены на самолетах короля и Премьер-министра Англии. А затем ими были оборудованы все бомбардировщики англо-американских союзников.

В начале 1942 г., как в совершенстве владеющий русским языком, произведен в капитаны и назначен начальником 2-го отдела ВВС (разведка), получив задачу - формирование французской авиачасти в составе Красной Армии в СССР. Вступил в контакт с советскими дипломатами и военным атташе в Лондоне. Целиком разработал проект, рекомендации и документацию по формированию авиагруппы. В августе 1942 г. направляется в СССР в качестве заместителя военного представителя «Свободной Франции» генерала Пети по формированию эскадрильи. Первоначально отправился на Мурманск с английским караваном PQ 17, который был рассеян немецким флотом, сам Мирлеc, к счастью, оказался в Исландии. Второй раз он отбыл через Ливан-Иран, в Ливане лично переговорил с каждым из пилотов, вступившим в «Нормандию». В Москве среди прочего встречался с Молотовым и Морисом Торезом.

Участвовал в выборе места базирования французской эскадрильи и лично встречал пилотов, прибывших в СССР в декабре 1942 г. Именно он отказался от того, что бы эскадрилья воевала на иностранных самолетах и потребовал для ее вооружения лучший советский истребитель. И отстоял это решение даже тогда, когда дело дошло до того, что его фактически вызвали в американское посольство и потребовали объяснений. В начале 1943 г. был отозван в Лондон, как выполнивший задачу по созданию французской части на советском фронте. Но по просьбе советского командования вернулся в апреле 1943 г. в ранге личного представителя де Голля при командовании ВВС Красной Армии. Из за его отсутствия вылет эскадрильи на фронт был задержан на несколько месяцев, Находился в эскадрильи при ее первых боевых вылетах.

Неурегулированность вопросов субординации между военной и гражданской французскими миссиями породили неудовольствие дипломатического представителя де Голля в СССР Роже Гарро. В июле 1943 г. Роже Гарро обвинил Мерлеса в нелояльности и шпионаже в пользу СССР по причине его присутствия на принятии присяги Войском Польским в СССР, тем самым официализировав французское присутствие с коммунистической стороны Польши. При личной встрече Гарро публично оскорбляет Мирлеса, в результате чего тот подает заявление де Голлю о невозможности работать вместе с Гарро.

Любопытно, что для улаживания конфликта Де Голль предпочел заменить посла. Однако замена Гарро на Гастона Палевского не состоялась, поскольку СССР отказался признать нового посла, в случае замены Гарро, и одновременно выставил счет за аренду дипломатических зданий не оплаченный с 1940 г. Кроме того, СССР соглашался только на Гарро в лице дипломатического представителя Французского Комитета Национального Освобождения, что было крайне важно для укрепления власти де Голля.

Осенью 1943 г. капитан Мирлес уезжает в Алжир, где первоначально занимается вопросами пополнения «Нормандии», а затем возвращается в Лондон в качестве начальника второго отдела ВВС. Среди других вопросов, решавшихся при его участии в СССР, было формировании французской авиадивизии и наземной бригады из французских военнопленных Вермахта, для чего ему пришлось встречаться с Берией. Фактически, ни тот ни другой вопрос в его отсутствие не были доведены до конца. В августе 1944 г. был направлен генералом де Голлем для занятия Штаба ВВС в Париже. В первой половине 1945 г. переведен в отдел научной разведки. Во главе спецгруппы был переброшен в Германию где организовал захват Вилли Мессершмидта и важной технологической документации из его конторы. Войну закончил членом подкомитета ООН по атомной бомбе.

В 50-х годах совместно с бывшими одесситами Жаком Бержье (во время войны организовал группу из русских эмигрантов, занимавшихся сбором информации по Фау в Па-де-Кале, после войны капитан службы промышленного шпионажа, один из соавторов фильмов про Джеймс Бонда) и Владимиром Гавронским создал компанию "Recherches et Industrie", в которой занимались изучением и применением секретных немецких разработок, захваченных в начале 1945 г. у Германии. А также разработкой оружия с использованием немецких наработок по тяжелой воде.

В начале 60-х 5 лет был экспертом ООН по научно-техническому взаимодействию. Затем работал в Индокитае. В 1992 г. участвовал в празднованиях 50-летия «Нормандии-Неман» во Франции и в РФ. Скончался 12 апреля 1999 г. в Женеве, где жил последние годы жизни. Похоронен в Исси-ле-Мулено под Парижем.

 

  Одна из первых фотографий Нормандии-Неман, сделанная в декабре 1942 г. во время тренировок в Иваново. Слева на право: капитан Альбер Мирлес, пилот-инструктор Павел Друзенков, Марсель Лефевр, командир эскадрильи Жан Тюлян, Альбер Дюран и Альбер Марсель.

Люди, благодаря которым был создан авиаполк Нормандия-Неман – майор французских ВВС Альберт Львович Мирлес и генерал-майор РККА Степан Тимофеевич Левандович (начальник экспортного управления ВВС РККА, руководивший поставками по ленд-лизу)

Февраль 1943 г., Москва, майор Альбер Мирлес и пилот «Нормандии» Альбер Дюран (пропал без вести в сентябре 1943 г.)

 

 

 

Из советской кинохроники – август 1943 г. награждения пилотов «Нормандии» советскими боевыми орденами. Слева на право – генерал Левандович, майор Мирлес, генерал Захаров, командир 303-й истребительной авиадивизии, в которую входил авиаполк «Нормандия» На заднем фоне группа французских механиков.

 

 

Командировочное предписание капитана Альбера Мирлеса от 1 сентября 1942 г. с его собственноручным переводом на русский язык.

 

 

Удостоверение Альбера Мирлеса

Обратная связь
На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть